5 февраля 1836 года родился Николай Александрович Добролюбов - русский литературный критик, публицист, просветитель. Одними из важнейших тем творчества Добролюбова были социальная проблематика, вопросы познания, революционного преобразования мира.
С 1848 по 1853 год Николай Александрович учился в духовной семинарии. В 1857 году окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Ещё будучи студентом, организовал нелегальный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял студенческие выступления против правительства.
В 1856 году познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и в следующем году начал постоянную работу в журнале «Современник»: писал публицистические статьи, фельетоны и стихотворные пародии. Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857—1859).
По убеждениям Добролюбов был социалистом-утопистом, по духу — просветителем.
В 1858 году печатает статьи, где излагает свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым».
В 1859—1860 годы появились литературно-критические статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Н. Островского «Гроза»), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»). В этих статьях Добролюбов использует выработанный им метод «реальной критики»: «…толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочинённых идей и задач».
Особенность Добролюбова-критика - в умении соединять эстетический анализ литературных образов с исследованием реальной жизни, которая эти образы породила.
Добролюбов отстаивал принципы реализма и народности, выдвигал идею гражданственности литературы: общественное служение — высший критерий деятельности художника.
Материал для публикации взят:
https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=191